English • На русском
Електронний журнал «Державне управління: удосконалення та розвиток» включено до переліку наукових фахових видань України з питань державного управління (Категорія «Б», Наказ Міністерства освіти і науки України від 28.12.2019 №1643)
Державне управління: удосконалення та розвиток № 12, 2011
УДК 323.3:316.3
Д. В. Фоменко,
аспирант Донецкого государственного университета управления
«ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
«GOALS TREE» FOR SOCIAL POLICY OF UKRAINE
Рассмотрен процесс формирования «дерева целей» социальной политики Украины. Определено, что приоритетной целью государственной социальной политики должно стать формирование устойчивости элементов социальной системы, достигаемой за счет мероприятий в рамках политики доходов населения, политики в сфере трудовых отношений и политики в отношении отдельных социальных групп.
The process of formation the «goals tree» for social policy of Ukraine has been considered. It has been defined that formation of stability of the social system elements reached at the expense of actions in frameworks of population incomes policy, policy in labor relations sphere and a policy concerning separate social groups should become the priority purpose of the state social policy.
Ключевые слова: социальная политика, «дерево целей», социальная система, элементы, устойчивость.
Постановка проблемы в общем виде
Связь с научными и практическими заданиями
Социальная система Украины на момент анализа находится в бифуркационной зоне своего развития, что обусловлено фазой депрессии национальной экономической системы, характерной для долгосрочного цикла экономического развития, или цикла Н.Д. Кондратьева. Рассматривая общество как целостную систему, и основываясь на принципе согласованности развития всех сфер его жизнедеятельности, можно отметить адекватность процессов социального развития базовым экономическим процессам. В подобных условиях формирование социальной политики государства требует адекватных концептуальных и методических подходов, позволяющих интегрировать цели различных сфер жизнедеятельности общества.
Анализ последних исследований и публикаций
Выделение нерешенных вопросов
На момент анализа в Украине половина населения тратит более 60% своего бюджета на продукты питания, что в соответствии с международными критериями говорит о том, что практически каждая вторая семья живет за чертой бедности. Уровень оплаты труда в Украине отстал уже не только от Евросоюза, но и от Китая, который традиционно славился дешевой рабочей силой. При уровне безработицы 7,8% (по стандартам Международной организации труда) в Украине за чертой бедности (по стандартам ООН) находится 80% населения [4], что свидетельствует о низкой эффективности национальной экономики, фактор которой доминирует даже над фактором несправедливого перераспределения доходов. Украина относится к группе бедных стран даже без учета коэффициента Джини, только по показателю ВВП на душу населения, который ниже, чем в соседних России и Польше.
Количественно, характеристики социальной защиты в Украине можно проиллюстрировать с помощью следующих данных (табл. 1).
Таблица 1. Доходы и затраты на социальную защиту и социальное обеспечение населения [1]
Год |
Сумма расходов сводного бюджета Украины |
Доля в общих расходах, % |
Доля в ВВП, % |
Млрд. руб. |
|||
1990 |
8,4 |
19,2 |
5,0 |
1991 |
15,3 |
15,6 |
5,1 |
1992 |
358,6 |
18,7 |
7,1 |
1993 |
18059,9 |
31,5 |
7,1 |
1994 |
70350,1 |
11,2 |
5,8 |
1995 |
332134,5 |
13,7 |
6,1 |
Млн. грн. |
|||
1996 |
4105,6 |
12,0 |
5,0 |
1997 |
5607,7 |
16,4 |
6,0 |
1998 |
4227,0 |
13,6 |
4,1 |
1999 |
4147,1 |
11,9 |
3,2 |
2000 |
5985,2 |
12,4 |
3,5 |
2001 |
8332,8 |
15,0 |
4,1 |
2002 |
12643,9 |
21,0 |
5,6 |
2003 |
12953,2 |
17,1 |
4,9 |
2004 |
19310,5 |
19,0 |
5,6 |
2005 |
39940,2 |
28,2 |
9,1 |
2006 |
41419,9 |
23,7 |
7,6 |
2007 |
48517,3 |
21,4 |
6,7 |
2008 |
74069,7 |
23,8 |
7,8 |
2009 |
78872,4 |
25,4 |
8,6 |
2010 |
104624,1 |
27,6 |
9,7 |
2011 |
105555,7 |
25,0 |
8,0 |
При этом в структуре доходов населения социальные выплаты занимают существенную часть, сравнимую с доходами от трудовой деятельности (табл. 2).
Таблица 2. Доходы населения Украины, млн. грн. [1]
Наименование |
Годы |
||||||
2001 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Доходы – всего |
157996 |
318404 |
623289 |
845641 |
894286 |
1101175 |
1251005 |
Заработная плата |
67389 |
160621 |
278968 |
366387 |
365300 |
449553 |
521066 |
Прибыль и смешанный доход |
29518 |
58404 |
95203 |
131139 |
129760 |
160025 |
198512 |
Доходы от собственности (полученные) |
4275 |
11072 |
2007 |
28432 |
34654 |
67856 |
68059 |
Социальная помощь и другие полученные текущие трансферты |
56814 |
151307 |
229040 |
319683 |
364572 |
423741 |
463368 |
социальная помощь |
23978 |
84617 |
124472 |
180455 |
204101 |
237213 |
262744 |
другие полученные социальные трансферты |
5112 |
12545 |
18209 |
26092 |
32984 |
34397 |
33681 |
социальные трансферты в натуре |
27724 |
54145 |
86359 |
113136 |
127487 |
152131 |
166943 |
Рис. 1. Структура доходов населения Украины, 2011 г. [1]
Представленные статистические данные, а также – закономерности развития сложных открытых динамических систем, являются выходными положениями для формирования целей государственной социальной политики Украины.
Основная цель
Основной целью данной публикации является обоснование «дерева целей» социальной политики Украины, основанного на применении закономерностей развития сложных открытых систем.
Изложение основного материала.
Обоснование полученных результатов
Как правило, повышение уровня бедности населения и его статистическое подтверждение в экономически развитых странах являются основанием для увеличения социальных выплат и гарантий, что отражается в структуре государственного бюджета страны. Однако, для Украины уже характерен высокий уровень социальной нагрузки, что требует формирования отличных методов решения существующих проблем. Так, проблема бедности – это во вторую очередь проблема модели перераспределения материальных благ, а в первую – проблема производительности труда и эффективности экономики в целом.
В сложившихся условиях основной задачей системы государственного управления является не столько борьба с бедностью, сколько формирование дополнительных стимулов для актуализации социальной группы «конструктивные инноваторы» (согласно типологии девиаций Р. Мертона) [3; 5], что возможно осуществить путем создания системы, так называемых «вертикальных лифтов», или, в терминах социологии, вертикальной социальной мобильности. Так как именно инновационно-активная часть общества в данных условиях способна взять на себя и успешно реализовать функцию формирования адаптационных механизмов, адекватных требованиям внешней среды, и таким образом создать предпосылки для перехода общества как социальной системы в новый цикл собственной эволюции.
Следовательно, социальная политика по отношению к элементам общества как системы должна быть ориентирована на погашение деструктивных девиаций, с одновременным стимулирование конструктивных. Применение же консервативных технологий, ориентированных на стабилизацию существующих адаптационных механизмов и культурных образцов поведения, приведет к сдерживанию социального развития, к невозможности поиска новых, эффективных способов адаптации, и к неопределенности поведения социальной системы в зоне бифуркации.
Что касается взаимодействия элементов украинского общества как социальной системы, то данный аспект рассмотрения не является дополнительным ресурсом, который можно было бы использовать для выхода социальной системы из кризиса. Низкий уровень доверия в обществе, наличие значимых разрывов (в уровне доходов, социальной защищенности, образования и культуры) определяет недостаточный уровень связности элементов, что является угрозой целостности общества. Кроме того, ситуация отягощается отсутствием единой ценностно-нормативный базы, которая могла бы стать основой интеграции общества и государства. Наличие исторически заданной дифференциации в мировоззрении и ценностях членов украинского общества активно используется в процессе политических кампаний, чем существенно углубляются существующие разрывы ценностно-нормативного базиса.
Исходя из этого, значимость целей социальной политики Украины можно определить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Дерево целей социальной политики Украины
Определение значений весовых коэффициентов дерева целей является основанием для формирования мероприятий по их достижению в рамках существующих сфер или направлений реализации социальной политики.
Следует дополнительно заметить, что определение весовых коэффициентов реализуется в данном случае аналитически, с использованием системных закономерностей. В случае выбора другого концептуального базиса для формирования инструментов социальной политики, весовые коэффициенты могут быть распределены иначе. В таком случае можно будет говорить о применении к процессу формирования социальной политики метода дерева целей и системного подхода, но сформированный комплекс мероприятий не будет основан на системных закономерностях.
Ослабление популистских ориентаций и осознание неизбежности социально болезненных, однако необходимых изменений формируют общественную готовность к реформам. При этом вектор реформ, в том числе непопулярных, должен быть направлен на последовательное интегральное включение человеческого капитала нации в экономические процессы и установление четкой связи между экономическими и социальными результатами развития. Социальная сфера как фактор капитализации человеческого потенциала должна стать одним из ключевых механизмов выведения Украины из финансово-экономического кризиса.
Ответом на стратегические вызовы должна стать социальная стратегия (доктрина), адекватно оценивающая социальное положение, определяющая предпосылки и пределы возможностей социальных изменений, устанавливающая принципиальные подходы к долгосрочному социальному развитию, его задачи и основные направления, средства реализации, а также ожидаемые результаты. Социальная политика должна согласовываться с экономической, финансовой, научно-технической и другими составляющими государственной политики. Социальная стратегия должна быть основой общественного договора об основных ориентирах и приоритетах социального развития, обеспечивающих:
возрождение и приумножение социальных и культурных ценностей общества;
кардинальное повышение роли знаний и труда в развитии общества;
усиление ответственности граждан за собственное благосостояние и развитие страны;
формирование социальной структуры общества европейского образца;
обеспечение долгой здоровой жизни граждан.
Системность реформирования социальной политики требует обязательного внедрения принципов солидарной социальной ответственности путем привлечения бизнеса к решению части социальных проблем. Государство как стратегически ориентированный субъект через комплекс специальных стимулов должно стимулировать бизнес брать на себя социальную ответственность. Такими стимулами должны стать:
фискальные средства – меры должны касаться сфер, в которых позитивный эффект для общества существенно перевешивает конкретный экономический эффект для предприятия. Их использование тесно связано с процессами реформирования налоговой системы и межбюджетных отношений и должно быть предусмотрено в процессе доработки Налогового кодекса Украины;
активное пропагандирование ценностей и стандартов социально ответственного бизнеса, повышение информированности общества о лучших и успешных практиках, развитии таких средств поощрения социально ответственного бизнеса, как рейтинги социальной ответственности и качества, проведение соответствующих конкурсов, премирование, присвоение почетных званий, награждение и т. д.;
государственная поддержка национальных и международных инициатив, связанных с социальной ответственностью, содействие внедрению международных социальных стандартов ведения бизнеса и задействование компаний, работающих на территории Украины, в национальных программах и международных инициативах социальной направленности;
институциализация отношений государственно-частного партнерства путем формирования соответствующей нормативно-правовой базы и определения ответственных институтов государственной власти и местного самоуправления;
поощрение создания «социальных» организационно-финансовых институтов – медицинского страхования на принципах самоуправления - больничных касс, кредитных союзов, объединений совладельцев, потребительских кооперативов и т. п.
В настоящее время реализуется стратегия, предполагающая смену подходов к формированию новой социальной политики украинского государства, что является возможным, благодаря, в целом, завершенному переходу к рыночной экономической системе и созданию системы базовых правовых норм и рыночных институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений и входящих в систему солидарной социальной ответственности. Однако, развитие солидарной социальной ответственности в фазе экономического цикла, определяемой как «кризис, депрессия», с учетом того факта, что даже в фазе роста данного экономического цикла выбранная модель экономического развития не позволяла достичь высоких показателей ВВП на душу населения, то есть была недостаточно эффективной, - обречено на неудачу. Это обусловлено не только спадом экономики и ее развитием в зоне бифуркации, но и низкой долей среднего класса в структуре населения, и недостаточным уровнем удовлетворения базовых, материальных потребностей граждан. В настоящее время база для формирования солидарных социальных фондов является минимальной и ограничивается, преимущественно, корпоративным сектором экономики. Включение же данного сектора в системы солидарной ответственности не требует введения дополнительных механизмов, кроме существующих в рамках системы налогообложения.
Таким образом, придерживаясь точки зрения о том, что при низком уровне экономического развития формирование систем солидарной социальной ответственности нельзя рассматривать как выход из создавшегося положения, целесообразно предложить следующий вариант мероприятий реализации целей государственной социальной политики (табл. 3).
Таблица 3. Мероприятия для реализации целей государственной социальной политики
Сферы/направления реализации социальной политики |
Элементы системы |
Взаимосвязи между элементами |
|||
w1=0,6 |
w2=0,4 |
||||
1.1 потенциал |
1.2 устойчи-вость |
2.1 связность |
2.2 целостность |
2.3 интегратив-ность |
|
Значимость цели, w |
0,4 |
0,6 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
Вклад в достижение основной цели |
0,24 |
0,36 |
0,12 |
0,12 |
0,16 |
Политика доходов населения |
Х |
ХХХ |
ХХХ |
|
|
Политика в сфере труда и трудовых отношений |
Х |
ХХХ |
|
|
|
Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения |
Х |
ХХ |
ХХХ |
|
|
Развитие отраслей социальной сферы: образование, культура, охрана здоровья, спорт |
ХХХ |
Х |
|
ХХХ |
|
Развитие инфраструктуры: жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание |
ХХХ |
Х |
|
|
|
Социоэкологическая политика |
ХХ |
Х |
|
|
|
Миграционная политика (миграционные процессы внутри страны и за рубежом, защита интересов мигрантов) |
Х |
Х |
|
|
|
Политика в отношении отдельных групп населения |
ХХ |
ХХХ |
|
|
|
Гуманитарная политика |
|
|
|
|
ХХХ |
Примечание: ХХХ – основные мероприятия, ХХ – поддерживающие мероприятия; Х – вспомогательные мероприятия
Для этого, мероприятия реализации целей необходимо разделить на: основные, которые являются одновременно приоритетными; поддерживающие, которые позволяют реализовать основные мероприятия в комплексе; и вспомогательные, которые предполагают развитие рассматриваемой сферы социальной политики в контексте определенных целей социального развития.
Важно отметить, что в табл. 3. представлен один из возможных вариантов реализации целей социальной политики, сформированный с учетом фазы развития социальной системы и существующих ограничений финансовых ресурсов. Кроме того, данный вариант предполагает доминанту базовых принципов социального развития, отраженных в Конституции Украины.
Выводы и перспективы дальнейших разработок
Таким образом, приоритетной целью государственной социальной политики Украины должно стать формирование устойчивости элементов социальной системы, достигаемой за счет мероприятий в рамках политики доходов населения, политики в сфере трудовых отношений и политики в отношении отдельных социальных групп.
Литература
1. Державний комітет статистики України: офіційний веб-сайт [Електронний ресурс] Статистична інформація. – Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua.
2. Введение в исследование операций / Черчмен У., Акофф Р., Арноф Л.; пер. с англ. – М.: Наука, 1967. – 488 с.
3. Общая социология: учеб. пособ. / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 654 с.
4. MIGNEWS [Электронный ресурс] За чертой бедности находится 80% населения Украины. – 21.09.2012. – Режим доступа: http://mignews.com.ua/ru/articles/105676.html.
5. Merton R.K. Social Theory and Social Structure / R.K. Merton. – N.Y.: The Free Press, 1949. – 423 р.
Стаття надійшла до редакції 08.12.2011 р.